Энциклопедический словарь
Марр Николай Яковлевич (1864/1865 - 1934), востоковед, языковед, академик Петербургской АН (1912), РАН (1917) и АН СССР (1925). Труды по кавказским языкам, истории, археологии, этнографии Кавказа. Изучил и опубликовал тексты ряда древнегрузинских и древнеармянских памятников. Исследования в области социолингвистики. Выдвинул «яфетическую теорию» («Новое учение о языке»), не обоснованную научно, но давшую импульс разработке проблем связи развития языка и общества.
* * *
МАРР Николай Яковлевич - МАРР Николай Яковлевич [25 декабря 1864 (6 января 1865), Кутаиси - 20 декабря 1934, Ленинград], российский востоковед, историк, этнограф и археолог. Академик АН СССР (член Петербургской АН с 1912). Труды по кавказским языкам, истории, археологии, этнографии Кавказа. Автор «яфетической теории» о происхождении языка, научно необоснованной.
Сын престарелого шотландца Джеймса Марра, жившего на Кавказе и основавшего Кутаисский ботанический сад. Родным языком Марра был грузинский, владел также многими другими языками Европы и Кавказа. В 1890 окончил Петербургский университет, внес большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении. Опубликовал много древнегрузинских и древнеармянских текстов и надписей, провел раскопки ряда древних городов и монастырей Кавказа (основные его работы проведены на протяжении нескольких десятилетий в древнем городе Ани (см. АНИ)). Создатель армянской и грузинской национальных школ востоковедения, подготовил большое число специалистов. C 1909 работал в Академии наук. Адъюнкт по Историко-филологическому отделению АН (литература и история азиатских народов). В 1912 стал ординарным академиком. В 1930 - был вице-президентом АН СССР.
С 1910-х гг. заинтересовался вопросами генетической связи языков Кавказа (в частности, картвельских, к которым относится его родной грузинский) и выдвинул ряд гипотез о родстве их с семитскими и баскским. Несоответствие этих гипотез данным сравнительно-исторического языкознания привело его к мысли о несостоятельности самой сравнительно-исторической теории. В своей критике младограмматизма Марр высказал немало верных соображений, указав на важность типологического и социолингвистического подхода к изучению языковых фактов.
Отсутствие лингвистического образования, которое было строго отделено в то время от востоковедческого, мешало Марру научно проверять свои гипотезы и ничем не ограничивало его фантазию. В созданном им «новом учении о языке» («яфетической теории»), с которым он выступил в 1923, преобладали ненаучные, непроверяемые утверждения: происхождение всех языков от «четырех элементов», идея «яфетических языков» как некой не генетической, а социальной общности. С 1928 Марр начал усиленно сближать свою теорию с марксизмом, хотя до революции имел правые взгляды; в частности, появилась идея о языке как «надстройке» над социально-экономическими отношениями, отражающим стадии развития общества (рабовладельческую, феодальную и т. п.); традиционная индоевропеистика была объявлена им буржуазной наукой. Он был единственным членом дореволюционной Императорской Академии Наук, вступившим в Коммунистическую партию (1930). Теория Марра получила официальную поддержку и до 1950 пропагандировалась как «подлинно марксистское» языкознание, а критики ее подвергались репрессиям, что сильно затормозило развитие лингвистики в СССР. Марр был основателем в Ленинграде Яфетический института в Ленинграде впоследствии Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра (ныне Институт лингвистических исследований РАН в Петербурге), в 1926-1930 одновременно был директором Ленинградской публичной библиотеки. Занимался разработкой письменности для малых языков СССР. Спустя некоторое время после смерти Марра, в 1950, его учение было официально развенчано с выходом работы И. В. Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович) «Марксизм и вопросы языкознания», а сам он был подвергнут критике. После 1956 стало возможно вновь говорить об определенных заслугах Марра как лингвиста (или по крайней мере автора, умевшего поставить лингвистические проблемы, но не умевшего их решать), но в целом общепризнано, что деятельность Марра (точнее, официальная поддержка ее в СССР) сказалась на лингвистике отрицательно.
Большой энциклопедический словарь
МАРР Николай Яковлевич (1864/65-1934) - востоковед и лингвист, академик АН СССР (член Петербургской АН с 1912). Труды по кавказским языкам, истории, археологии, этнографии Кавказа. Выдвинул "яфетическую теорию" ("Новое учение о языке"), научно не обоснованную.
Энциклопедия Кольера
МАРР Николай Яковлевич (1864/65-1934), языковед, филолог, археолог. Родился 25 декабря 1864 (6 января 1865 по новому стилю; по другим данным, 25 мая, или 6 июня по новому стилю, 1864) в Кутаиси. Отцом его был шотландец Джеймс Марр, основатель Кутаисского ботанического сада, который, овдовев в возрасте 80 с лишним лет, женился на молодой грузинке. Отец говорил только по-английски и по-французски, мать - только по-грузински. Детство Марра прошло в Грузии и среди грузин, другие языки он начал изучать в Кутаисской гимназии и проявил к ним выдающиеся способности. Работы Марра написаны на русском языке. В 1888 он окончил восточный факультет Петербургского университета, в 1891-1918 преподавал там же, с 1902 профессор, с 1911 декан факультета. С 1912 Марр - академик (Императорской Академии наук, затем Российской Академии наук, а затем АН СССР). В 1918-1934 директор Государственной академии истории материальной культуры, в 1921-1934 директор основанного им Яфетического института Академии наук, преобразованного в 1931 в Институт языка и мышления АН СССР, в 1926-1930 директор Публичной библиотеки, в 1930-1934 вице-президент АН СССР. Занимал Марр и ряд других руководящий постов и одновременно преподавал в Ленинградском университете и других вузах. Умер Марр в Ленинграде 20 декабря 1934. Н. Я. Марр - яркая и противоречивая фигура. Наиболее значительны его ранние работы, посвященные публикации и комментированию ценных древнегрузинских памятников письменности, грамматике древнеармянского и древнегрузинского языков, а также материалы, полученные им при раскопках столицы Армянского царства Ани. В этих исследованиях, стремясь доказать великое историческое прошлое кавказских народов, Марр выдвигал широкие и необоснованные гипотезы, приводил малодостоверные факты. В 1910-е и в начале 1920-х годов им были высказана идея о существовании обширной яфетической семьи языков, в состав которой, наряду с грузинским и другими кавказскими, Марр включал многие древние языки Средиземноморья. Доказать эту идею он не смог. Его гипотезы все более входили в противоречие с принципами сравнительно-исторического языкознания, и в 1923, отбросив последние, он выступил с "новым учением о языке", отвергавшим большинство постулатов лингвистики. "Новое учение о языке" Марра, очень противоречивое и в деталях постоянно менявшееся, можно свести к трем постулатам: 1) языкового родства не существует; языки не могут расходиться, они лишь объединяются ("скрещиваются") друг с другом; история языков - движение от первобытного их множества к будущему единому языку коммунистического общества; 2) все языки в этом развитии проходят с разной скоростью одни и те же этапы ("стадии") развития - от наиболее примитивной, состоявшей из четырех первобытных элементов ("диффузных выкриков": сал, бер, йон, рош), до самой сложной, свойственной древнегреческому, латинскому и другим языкам. Смена стадий считалась обусловленной экономическими сдвигами в обществе: именно этот тезис служил основой конъюнктурно-идеологических спекуляций Марра и его последователей относительно "материалистического" и "классового" характера его учения; 3) в любом языке можно выявить остатки предшествующих стадий ("лингвистическая палеонтология") вплоть до четырех элементов. Не подтвержденная фактами концепция Марра, объявленная с конца 1920-х годов "единственно правильной" и "марксистской" (несмотря на явные расхождения с идеями К.Маркса и Ф.Энгельса), трансформировалась в идеологически оформленную административную практику, принесшую много вреда развитию языкознания и других наук. Многие видные ученые лишились возможности работать, сравнителъно-историческое языкознание было официально запрещено вплоть до 1950. После смерти Марра его последователи во главе с И.И.Мещаниновым отошли от многих положений "нового учения о языке", однако полный отказ от этого учения и реабилитация классической компаративистики произошли лишь после выступления против него И.В.Сталина в 1950, за которым стояла сложная и (даже после ряда публикаций документов и воспоминаний участников событий, прежде всего А.С.Чикобавы) все еще остающаяся во многом дискуссионной игра политических, административных, идеологических, научных и личных интересов. По иронии судьбы, впрочем, вполне закономерной, конец "новому учению о языке" был положен все теми же вненаучными методами.
ЛИТЕРАТУРА
Марр Н.Я. Избранные работы, тт. 1-5. М. - Л., 1933-1937 Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. М., 1991
Полезные сервисы